Семинар для руководителей МБДОУ Красногвардейского района
«Работа ресурсного центра и опорных МБДОУ Красногвардейского района по теме «Духовно-нравственное воспитание через познавательное развитие ребенка»
ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: - развитие любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста заключаются в характерном повышенном интересе ко всему, что происходит вокруг. • Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, умывание.
Актуальность познавательного развития через духовно-нравственное воспитание: - Недостаточные знания о родном селе, полуострове,
особенностях народных традиций
- Равнодушие к близким людям, товарищам по группе;
- Не сострадание чужому горю;
- Недостаточная работа с родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания в семье.
Работа по познавательному развитию в ДОУ не может существовать отдельным направлением. Вся работа тесно переплетается со всеми линиями развития ФГОС ДО. Духовно-нравственное воспитание тесно взаимосвязано с региональным компонентом : "Крымский веночек" - такое название носит Региональная парциальная программа Крыма по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым, которая направлена на обучение и воспитание детей многонационального крымского региона.
Направления работы по познавательному развитию в ДОУ:
- работа с воспитанниками
- работа с педагогами
- работа с родителями
- работа с социумом
Формы организации работы:
НОД –непосредственно образовательная деятельность
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ДРУГИХ ЛЮДЯХ ЛЮДИ (взрослые и дети ) Освоение представлений ребенка о себе и о своей семье и т.д. на всех видах занятий (на экране видно занятие по музыке)
Прогулки, наблюдения
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ не только на занятии, но и во время прогулок, наблюдений. Многообразие животного мира Эксперименты по выявлению свойств неживой природы Поведение культуры человека в природе Сравнение объектов и явлений природы Применение правил взаимоотношений с растениями и животными
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Установление взаимосвязей и закономерностей. Обучение детей делать умозаключения и выводы.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ
Родное село, Планета Земля, Родная страна
Работа с социумом: походы в памятные места, тематические мероприятия в сельской библиотеке, совместные посещения с музыкальной школой, общеобразовательными школами №2 и №2
Праздники, развлечения, тематические мероприятия, игры.
Совместная работа с родителями. На ней чуть позже мы остановимся более подробнее.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 1 . Содержательно-насыщенной 2. Трансформируемой 3. Полифункциональной 4. Вариативной 5. Доступной 6. Безопасной
Проектная деятельность. Долгосрочный проект для старших дошкольников (5 – 7 лет) «Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательской деятельности «Юные синоптики» Вид проекта: Информационно-познавательный. По количеству участников: групповой. По продолжительности: долгосрочный Предполагаемые результаты: -Знают особенности климата Крыма; - умеют работать с приборами, составлять прогноз погоды; -имеют простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света; -знают приметы, пословицы, поговорки о погодеСлайд 16
Дошкольников обязательно нужно знакомить с историей своего народа – как жили люди, как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли. Кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Мы знакомим наших воспитанников и их родителей с народными куклами, расширяем знания о них.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1 . Содержательно-насыщенной
2. Трансформируемой
3. Полифункциональной
4. Вариативной
5. Доступной
6. Безопасной
ВЫВОД: Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес, а особенно в сфере духовно-нравственного воспитания , зависит успех его будущее и успех развития личности в целом.